МБ ДОУ «Детский сад №251» г. Новокузнецк

 

 

 

 

 

  1. Профессиональные интересы:
  • Люблю своё дело. С интересом работаю с детьми.  Вижу и понимаю  их проблемы. Знаю,  как помочь.
  • Нахожусь в постоянном творческом поиске. Осваиваю современные логопедические технологии и методики. Не всё новое, хорошо забытое старое.
  • Постоянно занимаюсь самообразованием. Учусь, учусь, учусь…
  • Мир, окружающий нас – это чудо. Необходимо научить детей правильно, грамотно и красиво об этом говорить. А для этого с детьми нужно играть,  играть, играть…  
  • Записываю интересные высказывания детей.  

 

Увлечения.

  • Развожу аквариумных рыбок.
  • Ухаживаю за комнатными растениями и вообще люблю цветы.
  • Коллекционирую колокольчики.
  • Люблю отдыхать на природе.
  • Стараюсь делать необычные снимки, когда путешествую.

2. Квалификационная, звание, учёная степень.

Высшая квалификационная категория.  Присвоена в декабре 2016 года.

  1.  Категория детей, с которой работаю.

дети от 4 до 8 лет с тяжелыми нарушениями речи

  1. Мои достижения.
  • Разработала программы:

— В составе  творческой группы приняла участие в разработке адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением речи МБ ДОУ «Детский сад №251»;

— «Рабочая программа коррекционо-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с  тяжёлыми нарушениями речи  4 — 5 лет»;

— Дополнительная общеразвивающая программа «Звук, ты наш друг!» формирование и развитие   фонематического слуха у детей 2 – 4 лет;

  • Прошла курсы повышения квалификации:

— 2014 год,  Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого — педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого — медико — социального сопровождения «Семья» по программе «Психолого — валеологические основы специальной педагогической помощи детям с нарушением речи», 176 ч;

-2016 год  Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Кемеровской области «Региональный центр подготовки персонала Тетраком», по программе курса повышения квалификации: «Оказание первой медицинской помощи»,  24 ч.;

— 2017 год  Государственная организация образования  «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» по теме «Роль ПМПК в организации образовательной деятельности детей с ОВЗ в условиях ДОУ», 4 ч.;

  • Приняла участие в конкурсах:

-лауреат всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети» в номинации «Инновационные идеи и проекты обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста» (2012г.);

— лауреат международного конкурса  «Логопед XXI века» (2014г.);

-лауреат Межрегионального конкурса для педагогических работников «Профессиональная компетентность педагога» в номинации «Личный вклад педагога в повышение качества образования» (2014г.).

  • Воспитанники  принимали участие  в городском конкурсе  «Лесенка успеха» (2012, 2013гг..);
  • Приняла участие:

— Городская научно-практическая конференции «Современные подходы к

содержанию специальной педагогической помощи детям с нарушением речи». (2014г.)

— Городской семинар-практикум «Неврологические основы речевой патологии у детей: причины, симптоматика, комплексный подход к коррекции».  (2016г.)

—  пересказ басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» с элементами драматизации (2012г.);

— конспект подгрупповой НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие на птичий двор» по лексической теме «Домашние птицы» (2014г.);

— сценарий литературного вечера «Весняночка» (2015г.);

— сценарий литературного вечера «Стихи о зиме от великих поэтов» (2016г.);

— знакомство родителей с приёмами пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастики «Коррекционная разминка» (2016г.);

— публикация доклада «Наглядность и наглядное моделирование»  в сборнике материалов XI Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»  (2016г.);

  • Создала презентацию в рамках ярмарки педагогических идей «Игра с песком в коррекционной работе учителя — логопеда»  (2015г.);
  • Обобщила педагогический опыт:

—  Сертификат за предоставление ценного педагогического опыта в рамках реализации дополнительной профессиональной образовательной программы «Дошкольное образование: психолого-педагогические и методические основы работы воспитателя в логопедической группе ДОУ». (2013г.);

—  Доклад для педагогов на педагогическом совете: «Формирование потребности в чтении, как источнике новых знаний» (2013г.);

— Разработала и провела для педагогов учреждения консультацию на тему: «Структура и направления логопедической и оздоровительной работы с детьми. Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса» (2014г);

— Разработала проект положения о взаимодействии педагогов в коррекционных группах ДОУ (2014г.);

— Участвовала в подготовке и проведении деловой игры на педагогическом совете и на общем родительском собрании, на тему: «Игровые приёмы в коррекционной работе логопеда» (2016г.);

— День открытых дверей «Семья и детский сад — два воспитательных феномена», мастер – класс «Приемы работы с дошкольниками по формированию правильного звукопроизношения» (2016г.)

  • Консультации для родителей с целью повышения педагогической компетентности

с актуальной информацией:

— «Лекторий: Читательское развитие ребёнка-дошкольника» (2012г.);

— «Играем, звуки закрепляем!» — рекомендации по автоматизации  поставленных звуков (2013г.);

  — «Показатели речевого развития детей 5-6 лет» (2014г.);

  — «Послушные буквы»  обучение приёмам по обучению дошкольников грамоте (2015г.);

 

  1. Особенности развитие речи детей пятого года жизни в норме.

Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей.

 

Связная речь

Дети четырех-пяти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы.

Дети умеют не только слушать и понимать приказания и просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.

В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связано рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.

Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут. Эти изменения свидетельствуют о том, что в среднем дошкольном возрасте начинает развиваться так называемая внутренняя речь (внешне невыраженная, быстрая и сокращенная речь). Ребенок может решить задачу и рассказать о своем решении. Для трехлетних детей объяснение даже удачно выполненного действия совершенно недопустимо. Отметим, что у 4-5 летних детей задача сначала решается практическим действием, а затем успешное действие осмысливается и закрепляется речью. Ребенок в состоянии это действие запомнить и повторить. Предварительного же обдумывания поставленной задачи еще нет (оно возникает у 6-7-летних детей). Поэтому совершенно необоснованными будут требования взрослых, заставляющих детей 4-5 лет, сначала подумать, что они будут делать, а затем приступать к действию. Дети думают (и, причем часто «Думают вслух», то есть этап формирования внутренней речи еще не завершен) во время выполнения дела.

Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи. Присмотритесь к маленькому художнику – он рисует и говорит себе, что он хочет рисовать, какие будут детали рисунка. Это и есть этап неполной сформированности внутренней речи. Ни в коем случае нельзя заставлять думать про себя, ведь он еще не очень умеет это делать. Радуйтесь, что процесс начался. Ошибкой будет также и ограничение практических действий с предметом: «знакомства глазами» с новой вещью четырехлетним недостаточно, им еще нужно чувственное восприятие предмета, возможность его потрогать, привести в действие – то есть практическое действенное мышление на этом этапе еще преобладает, но начинает складываться и словесно-логическое.

Заметно это становление на увеличивающейся возможности детей пяти лет рассуждать по поводу какого-либо события, на умении производить сравнение предметов (легче детям находить различия, чем сходство). Сравнивая предметы, ребенок употребляет прилагательные в сравнительной степени.

 

Грамматический строй

 В возрасте от четырех до пяти лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Употребляются предлоги в самых разнообразных значениях.

К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.

Усложнение высказывания, увеличение количества слов в предложениях может привести к большему количеству грамматических ошибок: неадекватному использованию предлогов (потому что, зачем), неправильным согласованиям прилагательных с существительными в косвенных падежах.

 

Словарный запас

 Количество слов растет, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложно-сочиненные и сложноподчиненные предложения.

Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье – одежда), то есть достигают второй степени обобщения (понимание слов-обобщений возникает еще раньше, если взрослый часто пользуется сам такими словами и вводит их в пассивный словарь ребенка). Переход к обобщениям представляет для детей определенную трудность, так как, чтобы освоить слова-понятия, ребенку необходимо отвлечься от особенностей каждого отдельного предмета и выделить только один существенный и общий для них признак. Таким признаком является, прежде всего, назначение предмета. Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, кода, во-первых, в их активном словаре достаточно слов – названий конкретных предметов, и, во-вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.

Дальнейшее развитие получает в данном возрасте словотворчество, появляющееся еще до четырех лет, так как процесс усвоения морфемной системы еще не завершился.

 

Звуковая сторона речи

 Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).

Однако, если у ребёнка имеются нарушения звукопроизношения это является основанием для зачисления его в коррекционную  группу.

 

Выделяют следующие дефекты произносительной стороны речи.

Недостатки произношения свистящих   звуков (С, 3, Ц) называются сигматизмом.

Различают следующие виды сигматизма:

     Межзубный сигматизм — при произношении звуков С и 3 кончик языка просовывается между передними зубами, придавая этим звукам оттенок шепелявости.

      Призубный сигматизм — кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так что вместо с, з слышится притупленный звук.

      Шипящий сигматизм — кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом к нёбу — слышится отчетливый, мягкий, шипящий звук, подобный звуку шь (шябака — собака).

      Губно-зубной сигматизм — нижняя губа подтягивается к верхним резцам. Струя воздуха рассеивается по всей плоскости спинки языка, раздувая щеки, отчего дефект получил дополнительное название: «щёчный сигматизм».

      Боковой (латеральный) сигматизм встречается в двух формах:

1) Голосовыдыхательная струя проходит через один или оба прохода между боковыми зубами и краями языка,  кончик языка поднят кверху.

2) Спинка языка горбом плотно прикасается к нёбу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. В обоих случаях слышится неприятный звук типа льхь. Выход воздуха по одной стороне рта иногда зависит от спадания мягкого нёба с другой стороны.

В некоторых случаях бокового сигматизма не исключены параличи и парезы одной стороны языка, что требует тщательного обследования данного дефекта с участием врача-невропатолога.

Носовой сигматизм выражается в том, что при произнесении с и з корень языка поднимается к опущенному мягкому нёбу, которое открывает проход в носовую полость; получается какой-то храпящий, хрюкающий звук с гнусавым оттенком последующих гласных.

      Смягчение твердого звука С, при котором слоги са, со, су произносятся как ся, сё, сю (сябака — собака, нось — нос), обусловлено чрезмерным подъемом спинки языка.

Замена звуков С и СЬ любым другим звуком (ш, ч, т, х и др.) называется парасигматизмом.

 

Недостаток произношения всех шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ)  также называется сигматизмом, который аналогичен сигматизму свистящих.

Это объясняется тем, что у шипящих и свистящих общий способ образования, при котором направленная струя воздуха проходит через щель, по желобку, расположенному вдоль, по середине языка.

Виды сигматизма те же, что и у свистящих.

     Межзубно-боковой сигматизм — кончик языка попадает между передними зубами, а один край языка (правый или левый) отрывается от коренных зубов, отчего весь язык разворачивается набок.

     Боковой сигматизм — оба края языка (или один) отрываются от коренных зубов, отчего образуется щель между краем (краями) языка и коренными зубами. В образовавшуюся щель устремляется воздух, а кончик языка упирается в нёбо, отчего получается неприятный хлюпающий звук.

     Губно-зубной сигматизм — губы сильно выпячиваются вперед. Верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется ток воздуха. Язык в образовании звука участия не принимает, слышится звук близкий к Ф.

     Щёчный сигматизм — язык пассивно лежит на дне рта. Воздух раздувает обе щеки.

     Смягчённый звук Ш — как правило, смягчённое произношение звука Ш бывает при нижней его артикуляции или в результате слишком близкого положения кончика языка к передним зубам.

    Носовой сигматизм (или частичная гнусавость) — дефект возникает, если во время произнесения Ш мягкое нёбо опускается и воздух попадает в носовую по­лость.

    Замещение звука Ш другими звуками (например, С, Т и др. как правильно, так и неправильно артикулируемыми) называется парасигматизмом и относится к специфическому дефекту.

 

Недостатки артикуляции звука [Л]  (твердого и мягкого) называются ламбдацизмом.

Различают две основные группы неправильного артикулирования этих звуков: ламбдацизм и параламбдацизм.

Ламбдацизм:

  1. Полусмягченное [Л], передняя часть языка приподнята, корень опущен.
  2. Полное отсутствие звука [Л] твердого (ампа — лампа, обака — облака).
  3. Межзубное произношение — кончик языка высовывается между зубами.
  4. Губно-губное — отсутствие смычки языка с зубами.
  5. Носовое — мягкое нёбо опущено, корень языка поднимается.
  6. Губно-губное [Л].

К параламбдацизму относятся все замещения твердого и мягкого звука [Л] другими зву­ками: в, у, р, д, ы.

Звук [Л’] мягкий, как правило, не имеет неправильного артикуляторного уклада, но часто замещается звуком (йот). В онтогенезе речи мягкий [Л’] усваивается ребёнком одним из первых согласных.

 

Искажение артикуляции звука [Р] или его пропуск называется ротацизмом. Замена нормального, зазубного [Р] любым другим звуком называется параротацизмом

Звук [Р] является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков че­ловеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки [Р] и [Р’] появляются позже многих других согласных, и как правило, с появлением в речи ребёнка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинённых предложений.

 

Сроки и последовательность  постановки звуков для  каждого ребёнка индивидуальны.   Процесс формирования правильного звукопроизношения зависит   от психо-физиологических  особенностей   ребёнка,  строения его речевого аппарата и от степени выраженности речевого дефекта.

 

Формирование навыков звукового анализа

 Становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого ода жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. Звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачно», незаметной для ребенка.

Ученые, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но и имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать звуковой состав слова. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

В пять лет при соответствующих условиях дети относительно легко справляются с задачей звукового анализа и довольно быстро приобретают это умение. Неумение выделять звуки в слове не является возрастной особенностью  ребенка данного возраста, а связано только с тем, что такой задачи никто перед ребенком не ставит, а сам он в практике речевого общения не испытывает в этом необходимости.

Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи.

В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка – балка, мишка – малышка).

 

Интонация, высота, сила голоса

 Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Итоги пятого года жизни

1. Качественный скачок в овладении связанной речью: некоторые дети уже способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.

3. Значительно обогатился словарный запас, дети начинают пользоваться словами второй степени обобщения.

4. Грубых аграмматизмов в речи значительно меньше. Возможны ошибки при построении сложных предложений.

5. Звукопроизношение у отдельных воспитанников полностью нормализовалось. У  кого-то в стадии формирования.

6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.

7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

Список использованной литературы:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.,М.,Просвещение,1991.
  2. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»,М.,Просвещение,1988г.
  3. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет. – М.: «Гном — Пресс», 1999 – 96 с.
  4. Коноваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе. Психологические тесты, игры и упражнения. – М.; ЭКСМО, 2003.
  5. Лопухина Н.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. — СПб.: КОРОНА-Век, 2008. – 144 с.
  6. Максаков А.И. Учите,играя.-М.-1981г.
  7. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»,М.,Просвещение,1988г.
  8. Интернет ресурсы.

Персональный сайт: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2018/03/18/logopediya-materialy-dlya-roditeley-kogda-rebyonku-nuzhen-logoped




Метки

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Перейти к верхней панели
2019 ©МБ ДОУ «Детский сад №251». Все права защищены